Тарифы в жилищно-коммунальной сфере

тарифы

В нашей стране есть то, что не меняются с годами и поколениями, некоторые постоянные величины: это качество наших дорог и ежегодный рост тарифов на ЖК услуги.

В соответствии с разработанной методологией исследования проблем, выделены следующие основные причины их появления:
А) при формировании тарифов, фактические затраты учитываются без их анализа и корректировки. Практически не уделяется внимание повышению качества и надежности предоставляемых услуг, оценки инвестиционной составляющей в тарифе, информационная разобщенность между региональными энергетическими комиссиями и администрацией муниципалитетов, что не обеспечивает условия для восстановления и развития жилищно-коммунального комплекса.
Б) отсутствует практика применения экономически обоснованного тарифа и расчета предельного уровня рентабельности и прибыли, т.е. тариф практически не отражает цену товара, сдерживая реализацию мер по развитию и модернизации производства.
В) наличие избыточных в ряде случаев производственных мощностей и отсутствия обоснованной процедуры согласования и пересмотра тарифов
Г) высокие транспортные расходы на доставку ресурса до потребителя, включаемые в себестоимость
Д) отсутствие современных высокотехнологичных локальных источников водо- и теплоснабжения в малых муниципальных образованиях.

Таким образом, анализ существующих проблем и причин их появления позволяет сделать вывод о том, что действующая система формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ориентированная на экстраполяцию сложившегося уровня затрат, должна быть переориентирована на создание условий для активного использования финансового инжиниринга, направленного на обеспечение сохранности жилищного фонда и аккумулированных денежных средств его собственников.
При этом необходимо учитывать, что процесс установления тарифа затрагивает интересы многих сторон (муниципалитета, предприятий ЖКК, потребителей, инвесторов и др.), в связи с чем, он должен включать использование оптимизационных (т.е. обладающих наибольшей эффективностью) решений учитывая финансовые потребности предприятий ЖКК – исполнителей услуг, платежеспособный спрос потребителей и возможности бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней.
Соответственно, при формировании и регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо использовать следующие принципы:

При формировании тарифов:


• Мотивация коммунальных предприятий к снижению издержек, повышению надежности и качества оказываемых услуг.
• Стимулирование привлечения инвестиций для развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса.
• Обеспечение предприятий финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения производственной программы и плана развития (инвестиционной программы).
• Оценка при формировании тарифной политики платежеспособности населения и возможностей городского бюджета.
 
При регулировании тарифов:

Необходимо отметить, что при регулировании тарифов необходимо учитывать:
1. Синхронизацию срока действия тарифа и его размера с планированием регионального и местных бюджетов. От величины тарифов на услуги ЖКХ зависят расходы на финансирование льгот, предоставление гражданам жилищных субсидий, а также объемы финансирования бюджетных организаций.
2. Ежеквартальный и годовой контроль со стороны органов муниципалитета или регулирующих органов за соблюдением предприятиями ЖКХ установленных требований по качеству и надежности предоставляемых услуг, а также проведение систематического мониторинга последствий принятой тарифной политики с учетом уровня доходов населения и его платежеспособности.
3. Разработка программ на региональном и муниципальном уровне направленных на мотивацию населения в экономии денежных средств, и энергоресурсов.

При разработке тарифов необходимо осуществлять детальный и подробный анализ существующих затрат, выявляя возможные их резервы.
При непосредственной разработке тарифа необходим системный подход с использованием методов экономико-математического моделирования и нелинейного динамического программирования направленные на принятие наиболее эффективных управленческих решений. Учитывая доходы населения, состояние жилищного фонда, промышленное и торговое развитие территории, разрабатывая стратегии наиболее эффективного использования оборудования.
Несомненно, что при оценке качества управления необходимо учитывать установленную норму прибыли, достаточную для реализации перспективных инвестиционных проектов направленных на повышение качества коммунальных услуг и снижение затрат связанных с их производством.
При разработке экономически обоснованного тарифа и эффективной тарифной политики, предлагается использование сценарного подхода. Для этого, необходимо осуществить предварительную оценку территории с использованием системы индикаторов, позволяющих не только проанализировать существующую ситуацию, но и оценить перспективы развития исследуемой территории.
На сегодняшний день практически все муниципальные образования зависят от централизованного теплоснабжения, которое требует срочного обновления оборудования и реконструкции всей системы. Состояния системы теплоснабжения в муниципальном образовании влияет и на общую инвестиционную привлекательность территории. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мало желающих приобретения жилого помещения с высокими затратами на коммунальные услуги. А затраты на теплоснабжение составляет более 30% от общих затрат на коммунальные услуги.
В настоящее время все большее применение находят системы децентрализованного теплоснабжения (ДЦТ) с использованием мини-котельных установок, рассчитанные на обеспечение теплом и горячей водой отдельных домов и кварталов.

тарифы

Для примера произведем предварительный анализ эффективности приобретения такой установки модели ТКУ-126. Ориентировочный отапливаемый объем – 3,8 тыс. м3, что соответствует 5-ти этажному кирпичному жилому дому из 5 подъездов («хрущевка»). Расчет сделан на примере Кушвинского городского округа. В Кушвинском ГО общая протяженность тепловых сетей составила 106,1 км. Протяженность тепловых сетей нуждающихся в замене (по официальным данным) составляет 92,96 км (87%). Централизованное теплоснабжение жилого дома осуществляется непосредственно от тепловых сетей ООО «Теплосервис». На основании Постановления РЭК Свердловской области от 18.12.2012 г. № 209-ПК, стоимость отопления 1 м2 составляет 32,82 р. в месяц.
Котельная установка приобретается в лизинг в компании «ВТБ24 лизинг» на 2 года. Осуществлено экономическое обоснование приобретения котельной с учетом лизинговых платежей, затрат на газ и средств, получаемых от населения. При сохранении стоимости отопления на том же уровне, экономический эффект от приобретения котельной в первый год составит 145,08 тыс. р. Через 2 года экономия от приобретения котельной составит 361,42 тыс.р. В следующий отопительный сезон оплата по теплоснабжению может быть снижена до 11,0 р. за 1 кв.м. с учетом увеличения стоимости за газ на 12%. Представленная схема обеспечения теплом, позволяет значительно снизить затраты населения на теплоснабжение (почти в 3 раза) по сравнению с существующими затратами. Однако, не во всех муниципальных образованиях это целесообразно. Рекомендуется в крупных муниципальных образованиях оставить преобладание централизованного теплоснабжения, в малых муниципальных образованиях активнее использовать индивидуальные котельные установки, работающие на различных видах топлива.

тарифы

Таким образом, локальные источники теплоснабжения позволяют получить дополнительную выгоду всем заинтересованным сторонам: застройщику (снижаются капитальные затраты), управляющей компании (возможность получения дополнительных финансовых средств на ремонты жилищного фонда и коммунальных сетей), и самое главное – потребителю (снижение расходов на оплату коммунальных услуг).
Несомненно, что данная схема теплоснабжения демонстрирует жильцу реальную выгоду для собственников жилья. Это побуждает их к заклейке окон, к утеплению дверей и к другим мероприятиям по энергосбережению.
Растущий опыт внедрения такого вида котельных, а также их унификация дают гарантию обеспечения населения качественным теплом. Не требует доказательств тот бесспорный факт, что использование современного котельного оборудования, грамотный подход к осуществлению проектных работ, сокращение протяженности тепловых сетей ведет к увеличению эффективности индивидуальных котельных. А это, в свою очередь, позволяет снизить общие затраты и, в конечном итоге, снизить тарифы.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Для получения экономически обоснованного тарифа на коммунальные услуги необходимо:
А) заинтересованность органов власти на региональном и муниципальном уровнях;
Б) разработка муниципальных программ по мотивации населения в экономии денежных средств, и энергоресурсов и выделения для этого необходимого финансирования;
В) проведение исследований и экономических расчетов обоснования схем теплоснабжения для различных муниципальных образований регионов.
Г) при разработке тарифной политики рекомендуется оценивать состояния жилищно-коммунальной системы по ключевым индикаторам с последующей типологизацией территорий и разработки сценариев их развития